четверг, 8 октября 2015 г.

Стихи о маме

        Традиционно в третье воскресенье октября Якутия отмечает День матери. Праздник был установлен 21 год назад по инициативе первого президента республики Михаила Николаева и стал символом вечной благодарности женщине, в любви, ласке и заботе взрастившей своих детей.                                  Предлагаем вам лучшие стихи о маме известных поэтов


МАМЕ


Марина Цветаева


В старом вальсе штраусовском впервые

Мы услышали твой тихий зов,

С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты, 
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.


К детским снам клонясь неутомимо, 
(Без тебя лишь месяц в них глядел!)
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.


С ранних лет нам близок, кто печален, 
Скучен смех и чужд домашний кров...
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!


Все бледней лазурный остров — детство, 
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!


МОЛИТВА МАТЕРИ

Сергей Есенин


На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка.


Молитва старушки сына поминает,
Сын в краю далеком родину спасает.


Молится старушка, утирает слезы, 
А в глазах усталых расцветают грезы.


Видит она поле, поле перед боем,
Где лежит убитым сын ее героем.


На груди широкой брызжет кровь, что пламя, 
А в руках застывших вражеское знамя.


И от счастья с горем вся она застыла, 
Голову седую на руки склонила.


И закрыли брови редкие сединки, 
А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.


ВОТ КАКАЯ МАМА!

Елена Благинина

Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку.

Белая сорочка –
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку,
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.

Светлые чулочки
На ногах у дочки.

Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках…

Вот как мама угодила.
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!



«КТО ВАС, ДЕТИ, БОЛЬШЕ ЛЮБИТ…»
Агния Барто
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
— «Мама дорогая».
Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говоpит
И игpyшки вам даpит?
— «Мама золотая».
Если, дети, вы ленивы,
Hепослyшны, шаловливы,
Что бывает иногда, -
Кто же слёзы льет тогда?
— «Всё она, pодная».


РАЗГОВОР С МАМОЙ


Агния Барто
Сын зовёт: „Агу, агу!" -
Мол, побудь со мною.
А в ответ: — Я не могу,
Я посуду мою.


Но опять: „Агу, агу!" -
 
Слышно с новой силой.
И в ответ: — Бегу, бегу,
Не сердись, мой милый!

МАМА
Юрий Энтин
Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - ночью бессонною
Мама потихоньку всплакнет,
Как там дочка, как там сынок ее -
Лишь под утро мама уснет.

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама землю и небо,
Жизнь подарила мне и тебе.

Так бывает - если случится вдруг
В доме вашем горе-беда,
Мама - самый лучший, надежный друг -
Будет с вами рядом всегда.

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - станешь взрослее ты
И, как птица, ввысь улетишь,
Кем бы ни был, знай, что для мамы ты -
Как и прежде, милый малыш.

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.


ПЕСНЯ О ЛЕНИНГРАДСКОЙ МАТЕРИ


Ольга Берггольц
Вставал рассвет балтийский
ясный
когда воззвали рупора:
— Над нами грозная опасность.
Бери оружье, Ленинград! -
А у ворот была в дозоре
седая мать двоих бойцов,
и дрогнуло ее лицо,
и пробежал огонь во взоре.
Она сказала:
— Слышу, маршал.
Ты обращаешься ко мне.
Уже на фронте сын мой старший,
и средний тоже на войне.
А младший сын со мною рядом,
ему семнадцать лет всего,
но на защиту Ленинграда
я отдаю теперь его.
Иди мой младший, мой любимый,
зови с собой своих друзей.
...На бранный труд, на бой, на муки,
во имя права своего,
уходит сын, целуя руки,
благословившие его.
И, хищникам пророча горе,
гранаты трогая кольцо, -
у городских ворот в дозоре
седая мать троих бойцов.

РАЗЛУКА


Агния Барто



Все я делаю для мамы:
 
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее после болезни
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке,
Мама в городе Прилуки
Пятый день в командировке.
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
И наверно по привычке
Или, может быть, от скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.


ТРУДНЫЙ ПУТЬ


Эмма Мошковская



Я решил и отправляюсь,
 
Я иду в этот трудный путь.
Я иду в соседнюю комнату,
Где молча сидит моя мама.
И придётся открыть дверь
И сделать шаг... и ещё
И еще, может десять, десять шагов!
И тихо к ней подойти,
И тихо сказать: "прости..."
Есть мужество стоять под выстрелом,
Под прорезью прицела тонкого,
Есть мужество решенья быстрого,
И мужество терпенья долгого.
А есть ещё такое мужество,
Что может быть других важнее.
Когда не в силах больше мучаться
Приходишь к нему иль ней.
Я был не прав, не прав до ужаса,
Прости меня и мне доверься
И отогреет это мужество
Тобой обиженное сердце.


ПЕРЕМЫЛ БЫ ЧАШКИ, ЛОЖКИ…


Эдуард Успенский
Если был бы я девчонкой -
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
"Молодчина ты, сынок!"


РАЗГОВОР С ДОЧКОЙ

Агния Барто
- Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: - Мерзнешь ты
И в летние денечки?

- Ты не поймешь, еще мала, -
 
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: - Я поняла! -
И тащит одеяло. 

МАТЬ

Аполлон Майков



Бедный мальчик! Весь в огне
 
Всё ему неловко!
Ляг на плечико ко мне, -
Прислонись головкой!


Я с тобою похожу...
 
Подреми, мой мальчик,
Хочешь, сказочку скажу:
Жил-был мальчик с пальчик...


Нет? Не хочешь?.. Сказки - вздор
 
Песня лучше будет...
Зашумел сыр-темен бор,
Лис лисичку будит;


Во сыром темном вору...
 
Тише! засыпает...
Словно птенчик, все в жару
Губки открывает...


“Во сыром бору” поет
 
Мать и ходит, ходит...
Тихо, долго ночь идет...
Ночь уж лень выводит.


Мать поет... рука у ней
 
Затекла, устала,
И не раз слезу с очей
Бедная, роняла...


И едва дитя, в жару,
 
Вздрогнув, встрепенётся
"Во темном-сыром бору" - 
Снова разлается,


Отклони удар, уйди,
 
Смерть с своей косою!
Мать дитя с своей груди
Не отдаст без бою!


МАТЕРИ
 

Иван Бунин
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь...
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?


БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ

Расул Гамзатов
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
 
Но в душе родившееся слово,
 
Обретает музыку свою.
 
И, своей не подчиняясь воле,
 
Рвется к звездам, ширится окрест…
 
Музыкою радости и боли
 
Он гремит - души моей оркестр.
 
Но когда скажу сейчас впервые
 
Это Слово - Чудо, Слово - Свет, -
 
Встаньте, люди!
 
Павшие, живые!
 
Встаньте, дети наших бурных лет!
 
Встаньте, сосны векового бора!
 
Встаньте, распрямитесь стебли трав!
 
Встаньте, все цветы! И встаньте горы!
 
Небо на плечах своих подняв.
 
Встаньте все и выслушайте стоя,
 
Сохраненные во всей красе
 
Слово это - древнее, святое!
 
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!
 
Как леса встают с зарею новой,
 
Как травинки рвутся к солнцу в высь,
 
Встаньте все, заслышав это слово,
 
Потому что в слове этом - жизнь.
 
Слово это зов и заклинанье,
 
В этом слове - сущего душа.
 
Это искра первого сознанья,
 
Первая улыбка малыша
 
Слово это пусть всегда пребудет
 
И, пробившись сквозь любой затор
 
Даже в каменных сердцах пробудит
 
Заглушенный совести укор.
 
Слово это сроду не обманет
 
В нем сокрыто жизни существо.
 
В нем исток всего.
 
Ему конца нет.
 
Встаньте!
 
Я произношу его:
 
"Мама"!


ПОСИДИМ В ТИШИНЕ


Елена Благина 


Мама спит - она устала…
 
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
"Я тоже двигаться хочу,
Я бы многого хотела:
вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать!
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит и я молчу".
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
"Ничего - шепнул он будто, 
посидим и в тишине".


ПИСЬМО К МАТЕРИ 


Сергей Есенин

Ты жива еще моя старушка?
 
Жив и я. Привет тебе привет!
 
Пусть струится над твоей избушкой
 
Тот вечерний несказанный свет 

Пишут мне, что ты, тая тревогу 

Загрустила шибко обо мне,
 
Что ты часто ходишь на дорогу
 
В старомодном ветхом шушуне.
 
И тебе в вечернем синем мраке 

Часто видится одно и то ж 

Будто кто-то мне в кабацкой драке
 
Саданул под сердце финский нож
 
Ничего, родная, успокойся.
 
Это только тягостная бредь
 
Не такой уж горький я пропойца,
 
Чтоб тебя не видя, умереть.
 
Я по-прежнему такой же нежный
 
И мечтаю только лишь о том, 

Чтоб скорее от тоски мятежной 

Воротиться в низенький наш дом 

Я вернусь, когда раскинет ветви
 
По-весеннему наш белый сад
 
Только ты меня уж на рассвете
 
Не буди, как восемь лет назад
 
Не буди, того, что отмечталось
 
Не волнуй того, что не сбылось
 
Слишком раннюю утрату и усталость
 
Испытать мне в жизни привелось.
 
И молиться не учи меня. Не надо!
 
К старому возврата больше нет 

Ты одна мне помощь и отрада 

Ты одна мне несказанный свет.
 
Так забудь же про свою тревогу, 

Не грусти так шибко обо мне.
 
Не ходи так часто на дорогу
 
В старомодном ветхом шушуне.

УХОДЯТ МАТЕРИ ОТ НАС

Евгений Евтушенко
Уходят наши матери от нас,
Уходят потихонечку, на цыпочках,
А мы спокойно спим, едой насытившись,
Не замечая этот страшный час.
Уходят наши матери от нас не сразу, нет,
Нам это только кажется, что сразу.
Они уходят медленно и странно,
Шагами маленькими по ступеням лет
Все удаляются они, все удаляются.
К ним тянется очнувшись ото сна,
Но руки вдруг о воздух ударяются - 
В нем выросла стеклянная стена!
Мы опоздали. Пробил страшный час.
Глядим мы со слезами постоянными,
Как тихими суровыми колоннами
Уходят наши матери от нас...

БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ
Расул Гамзатов

"Знайте, люди , нет страшнее скорби,
Чем расстаться с матерью своей!
 
Трудно жить навеки мать утратив,
 
Нет счастливей тех, чья мать жива!
 
Именем моих погибших братьев
 
Вслушайтесь - молю! - в мои слова!
 
Как бы ни манил нас бег событий,
 
Как ни влек бы в свой водоворот,
 
Пуще глаза маму берегите,
 
От обид, от тягот, от забот.
 
Боль за сыновей - подобно мелу
 
Выбелит ей косы добела.
 
Если даже сердце очерствело,
 
Дайте маме капельку тепла!
 
Если стали сердцем вы суровы
 
Будьте, дети, ласковее с ней,
 
Берегите мать от злого слова.
 
Знайте, дети ранят всех больней!
 
Если ваши матери устали,
 
Добрый отдых вы им дать должны...
 
Берегите их от черных шалей!
 
Мать уйдет - и не изгладить шрама,
 
Мать умрет, и боли не унять...
 
Заклинаю: берегите маму!
 
Дети мира, берегите мать!
 
Чтобы в душу не проникла плесень,
 
Чтоб не стала наша жизнь темна,
 
Чтобы не забыть прекрасных песен,
 
Тех, что в детстве пела нам она!



МАТЕРИ 


Расул Гамзатов
Мальчишка горский, я несносным 
Слыл неслухом в кругу семьи 
И отвергал с упрямством взрослым 
Все наставления твои. 
Но годы шли, и к ним причастный, 
Я не робел перед судьбой, 
Зато теперь робею часто, 
Как маленький, перед тобой. 
Вот мы одни сегодня в доме, 
Я боли в сердце не таю 
И на твои клоню ладони 
Седую голову свою. 
Мне горько, мама, грустно, мама, 
Я — пленник глупой суеты, 
И от меня так в жизни мало 
Вниманья чувствовала ты. 
Кружусь на шумной карусели. 
Куда-то мчусь, но вдруг опять 
Сожмется сердце: «Неужели, 
Я начал маму забывать?» 
А ты с любовью, не с упреком, 
Взглянув тревожно на меня, 
Вздохнешь, как будто ненароком, 
Слезинку тайно оброня. 
Звезда, сверкнув на небосклоне, 
Летит в конечный свой полет. 
Тебе твой мальчик на ладони 
Седую голову кладет.
МАМА ПОЕТ

Агния Барто
Мама по комнатам
В фаpтyке белом
Hетоpопливо пpойдёт,
Ходит по комнатам,
Занята делом
И, междy делом,
Поёт.

Чашки и блюдца
Пеpемывает,
Мне yлыбнyться
Hе забывает
И напевает.

Hо вот сегодня
Голос знакомый
Словно совсем и не тот.
Мама по-пpежнемy
Ходит по домy,
Hо по-иномy поёт.

Голос знакомый
С особенной силой
Вдpyг зазвyчал в тишине.
Добpое что-то
В сеpдце вносил он...
Hе pазpеветься бы мне.


Я МАМУ МОЮ ОБИДЕЛ

Эмма Мошковская

Я мамy мою обидел,
Тепеpь никогда-никогда
Из домy вместе не выйдем,
Hе сходим с ней никyда.

Она в окно не помашет,
И я ей не помашy,
Она ничего не pасскажет,
И я ей не pасскажy...

Возьмy я мешок за плечи,
Я хлеба кyсок найдy,
Hайдy я палкy покpепче,
Уйдy я, yйдy в тайгy!

Я бyдy ходить по следy,
Я бyдy искать pyдy
И чеpез бypнyю pекy
Стpоить мосты пойдy!

И бyдy я главный начальник,
И бyдy я с боpодой,
И бyдy всегда печальный
И молчаливый такой...

И вот бyдет вечеp зимний,
И вот пpойдёт много лет,
И вот в самолёт pеактивный
Мама возьмёт билет.

И в день моего pожденья
Тот самолёт пpилетит,
И выйдет оттyда мама,
И мама меня пpостит.


Подробнее:http://yakutiamedia.ru/news/sakha/19.10.2014/394317/segodnya-v-yakutii-otmechayut-den-materi.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий